Наставничество
Федеральные документы
Указ Президента “О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника”
Региональные документы
Приказ №249 " О внедрении целевой модели наставничества"
Положение о Программе наставничества
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников
Работа с молодыми педагогами
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации.
Цель работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших учителей в коллективе.
2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодых и вновь прибывших учителей во все сферы школьной жизни.
4. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
Обучение молодых специалистов ведется через:
1) обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
2) самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
3) обучение на курсах повышения квалификации;
4) организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Работа с молодыми специалистами, малоопытными педагогами и вновь прибывшими педагогами
Приложение №1 : первый год работы
Приложение №2: второй год работы
Приложение №3: третий год работы
Приложение №4: Сопровождение педагога, не имеющего статус молодого специалиста, прибывшего в ОУ
Приложение №5 примерный план работы наставника с молодым специалистом
Приложение №1
1. |
1. Презентация программы работы Школы молодого учителя. 2. Знакомство с локальными актами школы. 3. Микроисследование «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы»; |
сентябрь |
Зам. директора по УВР |
2. |
1. Методы изучения личности школьника. 2. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы. |
Октябрь |
Зам. директора по ВР |
3. |
1. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы и формы уроков. 2. Практикум «Самоанализ урока». 3.Обсуждение «Факторы, влияющие на качество преподавания». |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР |
4. |
1. Проблемы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. 2. Способы организации работы учащихся с учебником, учебным текстом. |
Декабрь |
Зам. директора по УВР |
5. |
Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся. |
Февраль |
Зам. директора по УВР |
6. |
1. Круглый стол «Дидактические требования к современному уроку» 2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития». |
Апрель |
Зам. директора по УВР |
|
Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем |
В течении года |
Администрация школы |
Приложение № 2
1. |
1. Развитие творческих способностей учащихся. 2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности». |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР |
2. |
Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования |
Октябрь |
Зам. директора по УВР |
3. |
Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий. |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР |
4. |
Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью. |
Декабрь |
Зам. директора по УВР |
5. |
Микроисследование «Проблемы молодых учителей». |
Февраль |
Зам. директора по УВР |
6. |
«Дисциплина учащихся : эффективные способы поддержания» |
Март |
Зам. директора по ВР |
7. |
Круглый стол « Мои достижения и педагогические находки» |
Май |
Зам. директора по УВР |
8. |
Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем |
В течении года |
Администрация школы |
Приложение № 3.
1. |
1. Культура педагогического общения. 2. Микроисследование «Выявление тенденций к приоритетному использованию стилей педагогического общения» |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР |
2. |
1. Основные качества устного ответа, подлежащие оценке. 2. Обсуждение «Отметка и оценка – одно и то же?» |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР |
3. |
1. Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся. 2. Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?» |
Декабрь |
Зам. директора по УВР |
4. |
1.Особенности подготовки и проведения открытого урока. 2. Внеклассная работа по предмету. |
Январь |
Зам. директора по УВР |
5. |
1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании 2. Семинар «Имидж современного учителя». |
Февраль |
Соц. педагог |
6. |
1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения. 2. Обсуждение «Как часто школьники переживают на уроке чувство успеха?» |
Март |
Зам. директора по УВР |
7. |
Творческий отчет молодых учителей |
Апрель |
Директор школы |
Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем |
В течении года |
Администрация школы |
Приложение № 4
п/п |
Содержание |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Посещение и анализ уроков (по графику) Обсуждение посещенных уроков, мероприятий |
Администрация школы |
В течение года |
2 |
Контроль работы наставника |
Администрация школы |
В течение года |
3 |
Оказание практической помощи. Беседы. |
Администрация школы |
В течение года |
4 |
Активное участие во всех методических мероприятиях в школе:
|
Учителя-наставники |
В течение года |
5 |
Посещение молодым специалистом уроков молодых учителей, опытных учителей. |
Зам. директора по УВР |
В течение года |
6 |
Проведение диагностики уровня профессиональной компетенции молодых специалистов |
Администрация школы |
Октябрь, май |
7 |
Проведение административных срезов знаний в рамках ВШК. |
Администрация школы |
Октябрь, апрель |
8 |
«Портфолио молодого педагога» |
Зам директора по УВР |
Ноябрь |
9 |
Заседание ШМУ - Подведение итогов стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога. Отчеты наставников о работе с молодыми педагогами |
Зам директора по УВР |
Май |