Наставничество

Федеральные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42-02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций” 

Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 № АЗ-112808 “О направлении методических рекомендаций”

Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года “Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”

Указ Президента “О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника”

Региональные документы

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 746-р от 08.04.2022 “О создании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников”

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга  № 623-р от 30.03.2022 “Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников”

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 1457-р от 27.07.2020 “О внедрении методологии( целевой модели) наставничества”

 

Приказ №249 " О внедрении целевой модели наставничества"


Приказ №264 " Об утверждении Положения о наставничестве, Программы наставничества, плана реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта".


Программа наставничества


Положение о Программе наставничества


Положение о наставничестве


Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников 


Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников 


Работа с молодыми педагогами

    Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
  Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
  Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. 

Цель работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами:  создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших учителей в коллективе.
2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодых и вновь прибывших учителей во все сферы школьной жизни.
4. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

Обучение молодых специалистов ведется через:
1) обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
2) самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
3) обучение на курсах повышения квалификации;
4) организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

vrew

 Работа с молодыми специалистами, малоопытными педагогами и вновь прибывшими педагогами

 Приложение №1 : первый год работы

 Приложение №2: второй год работы

 Приложение №3: третий год работы

 Приложение №4: Сопровождение педагога, не имеющего статус молодого специалиста, прибывшего в ОУ

 Приложение №5 примерный план работы наставника с молодым специалистом

Приложение №1 

1.

1. Презентация программы работы Школы молодого учителя.

2. Знакомство с локальными актами школы.

3. Микроисследование «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы»;

сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

1. Методы изучения личности школьника.

2. Требования к плану воспитательной работы класса. Методика разработки плана воспитательной работы.

Октябрь

Зам. директора по ВР

3.

1. Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы и формы уроков.

2. Практикум «Самоанализ урока».

3.Обсуждение «Факторы, влияющие на качество преподавания».

Ноябрь

Зам. директора по УВР

4.

1. Проблемы мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Способы организации работы учащихся с учебником, учебным текстом.

Декабрь

Зам. директора по УВР

5.

Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

Февраль

Зам. директора по УВР

6.

1. Круглый стол «Дидактические требования к современному уроку»

2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».

Апрель

Зам. директора по УВР

 

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 

1.

1. Развитие творческих способностей учащихся.

2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».

Сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования

Октябрь

Зам. директора по УВР

3.

Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий.

Ноябрь

Зам. директора по УВР

4.

Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью.

Декабрь

Зам. директора по УВР

5.

Микроисследование «Проблемы молодых учителей».

Февраль

Зам. директора по УВР

6.

«Дисциплина учащихся : эффективные способы поддержания»

Март

Зам. директора по ВР

7.

Круглый стол « Мои достижения и педагогические находки»

Май

Зам. директора по УВР

8.

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

       

    Приложение № 3. 

1.

1. Культура педагогического общения.

2. Микроисследование «Выявление тенденций к приоритетному использованию стилей педагогического общения»

Сентябрь

Зам. директора по УВР

2.

1. Основные качества устного ответа, подлежащие оценке.

2. Обсуждение «Отметка и оценка – одно и то же?»

Ноябрь

Зам. директора по УВР

3.

1. Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся.

2. Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

Декабрь

Зам. директора по УВР

4.

1.Особенности подготовки и проведения открытого урока.

2. Внеклассная работа по предмету.

Январь

Зам. директора по УВР

5.

1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании

2. Семинар «Имидж современного учителя».

Февраль

Соц. педагог

6.

1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.

2. Обсуждение «Как часто школьники переживают на уроке чувство успеха?»

Март

Зам. директора по УВР

7.

Творческий отчет молодых учителей

Апрель

Директор школы

 

Посещение уроков и внеклассных мероприятий, с последующим развернутым анализом, осуществление индивидуальных консультаций, помощь в решении текущих проблем

В течении года

Администрация школы

 Приложение № 4 

п/п

Содержание

Ответственные

Сроки

1

Посещение и анализ уроков (по графику)

Обсуждение посещенных уроков, мероприятий

Администрация школы

В течение года

2

Контроль работы наставника 

Администрация школы

В течение года

3

Оказание практической помощи. Беседы. 

Администрация школы

В течение года

4

Активное участие во всех методических мероприятиях в школе:

  • Предметная неделя
  • Педсоветы
  • Неделя педагогического мастерства
  • Семинары
  • Открытые уроки и т.п.
  • Фестиваль ученических лекций
  • Ярмарка наук
  • Научно-практическая конференция

 

Учителя-наставники

В течение года

5

Посещение молодым специалистом уроков молодых учителей, опытных учителей.

Зам. директора по УВР

В течение года

6

Проведение диагностики уровня профессиональной компетенции молодых специалистов

Администрация школы

Октябрь, май

7

Проведение административных срезов знаний в рамках ВШК.

Администрация школы

Октябрь, апрель

8

«Портфолио молодого педагога»

Зам директора по УВР

Ноябрь

9

Заседание ШМУ - Подведение итогов стажировки. Методическая выставка достижений молодого педагога. Отчеты наставников о   работе с молодыми   педагогами

Зам директора по УВР

Май